Парфенов В.А.: Последняя благодарность Вадиму Алексеевичу Парфенову

Известные люди: Парфенов В.А.: Последняя благодарность Вадиму Алексеевичу Парфенову

Автор: Егор МЕЛЕНТЬЕВ
Номер журнала: ЗМ №3 (127) 2013

17 января на конференции, посвященной рысистому коневодcтву России, в Тимирязевской академии Вадим Алексеевич, конечно, был. Мы пообщались, обсудили новую статью, в очередной раз поблагодарили его за помощь, которую он оказывает нашему журналу, отрадно было видеть, как он с интересом читает свежий номер.Его неизменная добрая улыбка не сходила с лица, и все были искренне рады его встретить. Когда через месяц, 18 февраля, Вадим Алексеевич Парфенов ушел из жизни, эта весть, в считаные часы облетевшая всю конную общественность, прогремела как гром… 
Если среди специалистов в области коневодства и был человек, пользовавшийся абсолютным авторитетом, то Парфенов, вне всякого сомнения, был именно таким. Его уважали все без исключения: коллеги по кафедре (да и по всей академии), сокурсники, ученые-иппологи, заводчики, спортсмены и, конечно, просто бесчисленные его ученики нескольких поколений.
 
Специалист с большой буквы
После поступления на зооинженерный факультет Тимирязевской академии Вадим Алексеевич проникся «лошадиной наукой» до глубины души. В отличие от подавляющего большинства своих однокурсников, приехавших из провинции, родился и вырос он в Москве, что не помешало ему полюбить лошадей на всю жизнь. После окончания ТСХА в 1958 году он поехал работать начконом в Конный завод имени Сталина в Карачаево-Черкессию. Кандидатскую диссертацию он впоследствии защитил именно по карачаевской породе. В 1977 году Парфенов принял смелое даже по тем временам (а по сегодняшним – просто невообразимое) решение восстановить фактически исчезнувшую породу – орлово-ростопчинскую. Как русская верховая она была официально признана ровно через 20 лет и сегодня является одной из лучших отечественных полукровных пород. До конца жизни Вадим Алексеевич был главным экспертом по этой породе. 
Впрочем, говорить о Парфенове как о специалисте по какой-то отдельной теме было бы неправильно: Вадим Алексеевич был знатоком всех лошадей, независимо от породы, ну а в полукровном коневодстве ему и вовсе не было равных. Через его экспертную оценку прошло столько лошадей, что сегодня даже невозможно, пожалуй, и сосчитать! В этом деле он достиг такого мастерства, что безошибочно мог на глаз определять, например, обхват пясти!
 
Добрейшей души человек
Несмотря на тяжелую судьбу (Вадим Алексеевич пережил многих близких ему людей, в том числе жену и сына), он всегда оставался человеком добрым, искренним, готовым помочь и преданным своему делу. 
В последние годы жизни здоровье его было неважным, ему часто приходилось ложиться в больницу, но – поразительно – буквально через несколько часов после выписки он мог уже читать лекцию или ехать на очередную выводку. 
Можно долго перечислять достоинства этого человека: пытливый ум, честность, порядочность, пунктуальность, отзывчивость, умение быть бескомпромиссным в главном и не замечать ненужных мелочей. Но, пожалуй, главное его качество – скромность. О себе он не любил много говорить, никогда не хвалился своими заслугами, не стремился командовать другими. Для него самого, думаю, главными были две задачи: первая – добиться процветания отечественного коневодства, вто-
рая – передать свои знания ученикам. Этим он и жил. 
 
Учитель, которым гордятся
Любой выпускник кафедры коневодства Тимирязевской академии знает, что такое лекции и семинары Парфенова: его размеренная, прекрасно поставленная речь, раскачивающаяся походка, руки, сложенные за спиной, – его манеру рассказывать невозможно спутать ни с чем. Более 40 лет он посвятил преподавательской деятельности. За это время он подготовил около двухсот дипломников и пять кандидатов наук, выпустил 500 публикаций и учебник по коневодству. 
Вадим Алексеевич – уникальная личность для отечественной иппологии: его учителем был великий ученый В.О.Витт, а А.С.Красников являлся его научным руководителем. Вне всякого сомнения, Вадим Алексеевич стал не менее авторитетным корифеем иппологической науки и передал свои богатейшие знания следующим поколениям студентов.
 
Немного от себя
У журнала «ЗМ» с Вадимом Алексеевичем отношения всегда были самые теплые. Более того, он стал одним из тех людей, которые вдохнули жизнь в этот авантюрный проект создания первого профессионального конного издания в далеком 1997 году. Он сам написал многие статьи в «ЗМ», особенно в первые годы, а свою помощь он оказывал нам вплоть до последнего номера. За консульта-
циями к нему можно было обращаться по любым темам. Причем никогда это не выглядело с его стороны как некое одолжение – он все обстоятельно рассказывал, объяснял, интересовался темой, предлагал свои материалы...
Нам будет очень не хватать Вадима Алексеевича. Каждый, кто работал с ним, наверное, скажет то же самое. Все, кто его знали, лишились очень дорогого человека. Ну, а редакция «ЗМ» в последний раз – и навсегда – выражает огромную благодарность доценту кафедры коневодства Тимирязевской академии Вадиму Алексеевичу Парфенову. За все.
Спасибо Вам, Вадим Алексеевич!