Конный спорт: Акцент на главное

Автор: Екатерина ШТАТНОВА
Номер журнала: ЗМ №11(135)2013

Повышающие коэффициенты в выездке – это не просто цифры на бумаге. Они определяют направление развития спортивной дисциплины, подсказывая спортсменам и тренерам, на что стоит обратить внимание при подготовке лошадей.
Причуды выездки 100 лет назад 
 
Если бы современный зритель с помощью машины времени попал на соревнования по выездке Олимпиады 1912 года, он, скорее всего, не понял бы, что происходит перед ним. Выступление спортсмена не ограничивалось манежными фигурами на различных аллюрах, но включало в себя и несколько прыжков через препятствия высотой от 80 до 110 см. Соревнования проходили на площадке размером 20 х 40 м, и оценивали выступления семь судей (все новое – это хорошо забытое старое!). По десятибалльной шкале оценивались неподвижность лошади во время приветствия, шаг, рысь, галоп, прыжки, посадка всадника, движения лошади и ее реакция на действия спортсмена. 
К 1928 году размеры выездковой арены увеличились до современных – 20 х 60 м, а тест был разбит на последовательность различных упражнений, за каждое из которых можно было получить разное максимальное количество баллов. Наибольшее количество (20 баллов) начислялось за правильное выполнение менки ног на галопе в один темп, это упражнение делалось вдоль длинной стенки, и лошадь должна была поменять ногу 16 раз. Высоко также оценивались принимания (18 баллов), серпантин на галопе с менкой ноги на средней линии (15 баллов), остановка и осаживание (10 баллов). За въезд на арену и приветствие можно было получить не более 4 баллов, как и за переходы из шага в галоп, а также за рысь вдоль длинной стенки. 
 
Эпоха больших преобразований
 
В 1936 году тест Большого приза занимал около 17 минут, а на первых послевоенных Олимпийских играх его продолжительность сократилась до 13 минут, а вид постепенно начал приближаться к современным выездковым программам. За каждое упражнение начислялось различное количество баллов – 5, 10, 15 или 20. Выше всего оценивалась менка ног на галопе в темп (как и прежде, 20 баллов), меньше всего – приветствие, вольты, контргалоп и менка ног на галопе в четыре темпа (5). Как ни странно, максимальная оценка за пируэты составляла всего 10, а пассаж и пиаффе вообще не входили в программу Большого приза. 
Пиаффе появилось на соревнованиях по выездке только в 1952 году, на Олимпиаде в Хельсинки, и максимальная оценка за это упражнение была – 30 баллов! Пируэты стали оцениваться выше, на 20, а менки в темп – ниже (15 баллов). Таким образом, акцент делался на сложные элементы, и их правильное исполнение было основной задачей спортивной пары. Даже в том случае, если лошадь безукоризненно выполняла менее сложные упражнения, но имела невысокие оценки, например, за пиаффе и менки, то шансов на победу у нее не было. 
На Олимпиаде 1956 года в Стокгольме все упражнения были уравнены в правах, каждое из них оценивалось по 6-балльной шкале, и впервые в тесте появились оценки за аллюры лошади. В том случае, если в Большом призе несколько спортсменов получали одинаковые оценки, проводилась переездка, за которую выставлялась одна оценка по 12-балльной шкале. 
Наконец, в 1960 году, на Олимпиаде в Риме, тест Большого приза по выездке получил свой современный вид. Соревнование судилось тремя судьями, а за каждое упражнение судьи ставили оценки от 1 до 10. За некоторые элементы начислялся двойной коэффициент, к ним относились пиаффе, принимания и пируэты. Коэффициент «3» применялся к оценке за менку ног на галопе в один темп. В этом же тесте появились общие оценки за аллюры и посадку всадника, которые также усиливались коэффициентами «3» и «4». Всего в этом тесте было восемь упражнений, которые оценивались с коэффициентами. 
 
В поисках приоритетов
 
В тесте 1964 года коэффициенты остались только у общих оценок, а в 1968 году они вернулись только для оценки двух пируэтов – направо и налево. Все остальные упражнения были равнозначны по своему вкладу в общий результат. В олимпийском тесте Большого приза 1972 года появляется еще один двойной коэффициент – за прибавленный шаг, – отмечающий, таким образом, смещение акцентов от сложных элементов к раскрепощенному и свободному движению лошади на шагу. До сих пор считается, что хороший прибавленный шаг очень трудно сохранить у лошадей, подготовленных по программе Большого приза, но при этом двойной коэффициент за это упражнение сохраняется в тестах уже более сорока лет. Коэффициенты в тестах оставались неизменными вплоть до 1988 года, когда снизилась значимость общих оценок. Были сохранены двойные коэффициенты за пируэты и прибавленный шаг, за импульс и проводимость. Свобода и правильность аллюров, а также посадка всадника, правильность и эффективность его воздействия на лошадь перестали оцениваться с двойным коэффициентом. Впрочем, эксперимент был сочтен неудачным, и двойные коэффициенты за все четыре общие оценки вернулись в протоколы уже на Олимпийских играх 1992 года.
 
Поправка на музыку
 
В 1996 году впервые в программу Олимпийских игр был включен КЮР, и в нем повышающий коэффициент «2» применялся к оценкам за пируэты, пассаж, пиаффе, а также переходы из пассажа в пиаффе и обратно. Коэффициент за выбор и интерпретацию музыки составлял «6», за хореографию и уровень сложности – «4», за ритм/энергию/проводимость и гармонию между всадником и лошадью – «3».
В 2003 году был принят новый тест Большого приза, в котором количество коэффициентов было увеличено. Помимо прибавленного шага и пируэтов, оценка умножалась на два за остановку/осаживание/переход в пассаж, а также за менку ног на галопе в один темп. C 2003 по 2009 годы одновременно существовали два теста Большого приза, и во втором из них с двойным коэффициентом оценивались еще и принимания. В 2009 году Международная федерация решила сохранить только одну схему Большого приза. Он состоит из 33 упражнений, и восемь из них оцениваются с двойным коэффициентом. С другой стороны, двойной коэффициент убран от оценки аллюров, а также импульса. Таким образом, преимущество перед соперниками получают лошади, лучше выполняющие принимания, менки ног и пируэты. Важным аллюром остается шаг – и за собранный, и за прибавленный шаг существуют двойные коэффициенты. Кроме того, не нужно забывать и про общие оценки – повиновение лошади и правильная посадка всадника также могут принести дополнительные баллы в итоговый результат. Кстати, в Малом призе двойными коэффициентами оцениваются практически те же упражнения, что и в Большом – принимания, шаг и полупируэты.
Что касается таких сложных элементов высшей школы, как пассаж и пиаффе, то их безупречное выполнение сможет помочь паре занять высокие места в КЮРе Большого приза. Кстати, после долгих дискуссий по поводу значимости выбора музыки и ее интерпретации коэффициент по этому пункту программы был снижен с «6» до «4», и в современном тесте КЮРа все общие оценки имеют равный коэффициент – «4». Обычно в программу турнира включаются как минимум две езды – Большой приз и КЮР Большого приза, поэтому выиграть соревнования по результатам двух езд может только гармонично подготовленная лошадь, в тренинге которой соблюдались принципы шкалы подготовки в выездке – от ритма и гибкости к прямолинейности и сбору. Форсирование подготовки лошади сходно с кирпичиком, выпавшим из кладки стены, – и в том, и в другом случае долгая и кропотливая работа пойдет насмарку.