Автор: Анна БЕКЛЕМИШЕВА
Номер журнала: GM №3(226)2025
Сегодня Буркина-Фасо – это государство в Западной Африке, не имеющее доступа к океану и являющееся одной из беднейших стран мира. Со времен обретения независимости в 1960 году здесь произошло по меньшей мере 8 государственных военных переворотов. Ни о какой стабильности: ни экономической, ни социальной, ни политической – в этой стране, конечно, речи не идет. Впрочем, это не мешает людям в этой стране чтить свою историю и традиции.
Легенда о Йененге
В XIII веке жила в этих краях прекрасная принцесса Йененга. Известная воительница королевства Дагбон (современная Гана), она сбежала от отца, не позволявшего ей выйти замуж – король Недега воспитал дочь как искусную всадницу и стрелка, с 14 лет она сражалась за отца и свое королевство во главе собственного отряда. Свадьба и все вытекающие последствия не входили в планы Недеги – слишком ценным Йененга была воином. После долгих уговоров принцесса, переодевшись мужчиной, решилась бежать. Много бед произошло с девушкой во время побега, но однажды ночью, после изматывающей переправы через реку, ее жеребец вынес ее в лес, где она встретила молодого охотника на слонов Риале. Молодые люди полюбили друг друга, и у них родился сын, которого назвали Уэдраого. Это и сейчас распространенное имя в Буркина-Фасо, дословно переводится как «жеребец» – в память о лошади, которая привела принцессу к ее судьбе.
Сын вырос и пришел к своему деду, который, как оказалось, все эти годы искал любимую дочь. Он устроил пир и отправил послов к Йененге и ее мужу с предложением вернуться домой, а внуку дал лучшее образование и все ресурсы, которые тот направил на основание собственного королевства – Моси. На сегодняшний день моси – хоть и овеянная легендами, но абсолютно реальная народность в Западной Африке, составляющая больше 50 % (около 11 миллионов человек) населения Буркина Фасо.
Понты – они и в Африке понты…
Любопытно, что, несмотря на легенду, всадниц в Буркина-Фасо крайне мало, сегодня лошади – это все же больше мужское занятие, да и название столицы раньше звучало буквально как «Земля принцев». Еще один интересный факт: если в Буркина-Фасо ты верхом на коне, ты и сейчас практически принц. За несколько последних десятилетий конная культура здесь пришла в упадок, однако стереть совсем память веков не удалось ни колонизации, ни революциям, ни переворотам, и лошади здесь – по-прежнему священные животные, символ статуса и престижа. Всадники, едущие верхом по запыленным улицам столицы – Уагадуги, – главные на дороге. Они снуют между машинами и велосипедами, не обращая внимания на полицию и дорожные патрули и собирая оценивающие и восхищенные взгляды прохожих. Кто-то из таких всадников занимается верховой ездой с детства, а сейчас зарабатывает на жизнь, показывая конные номера на местных праздниках и свадьбах.
2025/3Y4VBXFDNWF2N7GHIFCYK2OYE4.jpg)
А ведь многие из этих всадников – прямые или отдаленные потомки воинов знаменитой королевской кавалерии (служили там и мужчины, и женщины-амазонки), полностью уничтоженной во времена французского колониализма – Франция захватила Уагадугу и сломила сопротивление моси в конце XIX века. Только в 1960 году Буркина-Фасо вернуло свою независимость.
Возрождая традиции
Каждый год в Буркина-Фасо прилетает Мади Дерме – всадник, выступающий в конных шоу по всей Европе, и регулярно посещающий Родину, чтобы поддерживать и возраждать здесь конное искусство. Дерме – один из немногих чернокожих всадников, добившихся успеха в Европе. Он учился в конной школе во Франции и живет там со своей семьей, однако не оставляет идею возродить и переосмыслить конный спорт и конную индустрию в стране, где прошло его детство. Здесь он является одним из организаторов Международного фестиваля конного искусства, который собирает больше ста всадников со всей страны в Уагадуге. «Моя цель – сделать Буркина-Фасо местом встречи всех африканских всадников», – рассказывает о своих планах артист. Он старается делиться своими знаниями с всадниками из родных мест, а те, в свою очередь, стараются развиваться, что, однако, делать непросто. Не хватает кормов лошадям, амуниции, да и самих лошадей.
2025/5392cd9329fa4da265__Burkina%20Faso%20equestrian%20culture_DSC07519.jpg)
Сам Мади Дерме – конник в пятом поколении, среди его предков были кузнецы, которые обеспечивали самого короля не только оружием, но и лошадьми, к которым были очень жесткие требования: они должны были «танцевать» под звуки барабанов и быть безупречными партнерами на поле боя. Его мечты и идеи касательно Родины можно понять: не каждая страна может похвастаться таким важным для национальной идентичности образом лошади и таким неопределенным будущим этого самого образа.
Самый конный орден
На гербе Буркина-Фасо два светло-серых жеребца держат щит, окрашенный в цвета национального флага. С 2017 года высшая государственная награда страны тоже стала связана с лошадьми – это Орден Жеребца. Им награждают граждан Буркина-Фасо за выдающиеся заслуги в гражданской и военной службе и профессиональном труде на пользу нации, а также, в некоторых случаях, иностранных граждан. В 2024 году Орденом, в центральной части которого красуется лошадиная голова, был награжден глава российского МИДа Сергей Лавров. Орден Жеребца он получил из рук президента переходного периода Буркина-Фасо Ибрагима Траоре во время своего визита в Уагадугу.
В 2024 году министр иностранных дел России Сергей Лавров был награжден высшей наградой Буркина-Фасо – Орденом Жеребца. Справа – президент страны Ибрагим Траоре